Автор М.Г. Вассанджи вспоминает свои путешествия по своей этнической родине - Индии
Это канадско-африканский писатель М.Г. Первая научно-популярная книга Васанджи. Он основан на нескольких путешествиях по Индии за последние 14 лет. Опытный писатель с несколькими литературными отличиями в своем имени, он может представить убедительный и хорошо изученный рассказ о земле, которую его предки гуджарати оставили, когда эмигрировали в Восточную Африку в 19 веке. Как он объясняет во введении, книга основана на записях, сделанных во время серии поездок, которые начались как паломничество молодого человека на его этническую родину, но со временем превратились в более тонкие исследования различных частных и общественных сфер. Хотя в своем грандиозном путешествии он прослеживает сложный в пространстве путь, включая Дели, Бомбей, Шимлу, Ориссу, Кералу и Гуджарат, история, а не география, является доминирующим ароматом его книги. В ходе своих путешествий, будучи известным международным писателем, он встречается с рядом литературных гигантов, от Бхишама Сахни и Хушванта Сингха на севере до Тхакажи Шивасанкара Пиллаи и Вайкома Мухаммада Башира на юге. Несмотря на все это, он остро осознает свою «инаковость», наследие иммигранта, дважды выселенного сначала в детстве в Восточной Африке, а затем в качестве иммигранта в Канаде. Но есть еще одна, более важная черта, которая отличает его: как члена секты гуджарати-ходжа он вырос с верой в объединенное культурное сознание, индуизм и ислам вместе взятые. «Этот синкретизм, удачное сочетание мистического и религиозного индуизма и ислама ... неизбежно определили мои отношения с Индией. Существование таких инклюзивных систем верований было доказательством важнейшего исторического качества Индии - терпимости и гибкости ... Поэтому сегодня я могу только найти ярлыки «индуистский» и «мусульманский» слишком требовательными, слишком исключающими ... Во время своих путешествий по Индии я просто позволял людям предполагать, «кем» я был, поскольку, по их мнению, я должен был быть кем-то. Мои два инициала были моей маской ». Интересно и иронично то, что его объединенное сознание, похоже, сделало его аутсайдером обеих культур в сегодняшней Индии, а не инсайдером двух культур. Люди, желающие быть гостеприимными, делают поспешные выводы, основываясь на собственной недостаточной гибкости: его обычно считают невозрожденным хищником, которому полностью вегетарианская пища должна быть противна, а его легкость в использовании гуджаратского языка является сюрпризом для тех, кто думает, что мусульманин будет знать только урду или хинди. Куда бы он ни путешествовал, он пишет о сложном полотне войн, империй, правителей, поэтов и художников, которые придали каждому региону его специфику. Я нашел эти отрывки из книги особенно интересными и приятными. Это вполне может быть связано с тем, что я, проводящий полгода в Дели, посетил лишь несколько руин, о которых он упоминает! Он оживляет прошлое с теплотой и интенсивностью, что заставляет задуматься, почему это так редко, почему весь колорит и пышность исламского периода с его интригами, супругами, поэтами и высокой культурой скрываются под единым покровом безразличия. Напротив, я нашел современных персонажей, которых он представляет нам, немного чахлыми, их кругозор низок, их страсти посредственными. Его первый визит в 1993 году произошел после беспорядков, последовавших за сносом мечети Бабри. Во время всех последующих посещений угроза крайнего насилия остается в виде слабого вездесущего урчания, куда бы он ни пошел. Он находит это шокирующим и пугающим, но, тем не менее, пытается проследить за толчками до их источника, заставляя себя с сочувствием смотреть в глаза фанатикам и святым. Поскольку в книге прослеживается движение вперед и назад во времени, в отличие от многих рассказов о путешествиях, она дает удовлетворительные «концовки» - например, правого коммуниста Шампанера, который повесился через два года после стремительной политической карьеры. Вассанджи собрал воедино рассказ о путешествии из клочков разноцветной ткани страны и составил приятное целое.
комментариев