Прототип оперного фестиваля подвергает женщин опасности
Бесс (Кира Даффи) сталкивается со своей гибелью в «Разрушении волн». Доминик Мерсье
«Читая тексты… к своему страху и ужасу я нашла слова, которые убивали, слова, которые рассказывали каждый раз о гибели женщин». Так написала феминистский критик Катрин Клеман в своем скандальном исследовании 1979 года «Опера: уничтожение женщин». Хотя основное внимание в ее работе было уделено классическим операм, таким как «Мадам Баттерфляй» и «Лючия ди Ламмермур», ее тезис о том, что жестокое обращение с женщинами занимает центральное место в опере, был подтвержден на прошлых выходных, когда Prototype: Opera / Theater / Now представил новые произведения, в которых женщины были подверглись групповому изнасилованию, потрошению и расстреляны.
Любопытно то, что Prototype - наименее патриархальная производственная организация, которую только можно вообразить, курируется женским триумвиратом художественных руководителей Кристин Мартинг, Бет Моррисон и Ким Уайтенер. Так почему же так плохо относятся к главным героям этих новых опер?
Я не могу дать однозначного ответа, в основном потому, что эти три произведения очень сильно отличаются друг от друга. Фаворитом публики этой первой недели фестиваля, безусловно, является полнометражная романтическая опера «Разрушая волны» на музыку Мисси Маццоли и либретто Ройса Ваврека по фильму Ларса фон Триера. Это тревожная история о наивной, эмоционально неуравновешенной молодой женщине Бесс, чей муж Ян был парализован в результате несчастного случая на рабочем месте. По ее мнению, его выздоровление зависит от того, ищет ли она сексуальных контактов и затем связывает их с ним. Эскалация насилия в сюжетной арке заставляет аудиторию сомневаться в понятиях добра и самопожертвования.
Скромный, красноречивый текст Ваврека хитро позиционирует трагическую арку Бесс как своего рода религиозный ритуал (ее избегают старейшины церкви ее маленького городка), но именно музыка Маццоли обеспечивает потрясающее эмоциональное воздействие. Композитор легко справился с самой сложной задачей в современной опере, создав вокальные линии, достаточно гибкие, чтобы поддерживать четкую проекцию текста, а также выражать эмоциональные состояния персонажей. Даже самая банальная из всех оперных традиций, любовный дуэт, обретает новую жизнь в этой пьесе, поскольку на свадебном приеме Ян и Бесс неуклюже подшучивают, прежде чем безрассудно воплотить свою любовь в гардеробной свадебного зала.
Оркестровка парадоксальным образом накладывает экстравагантные фортиссимо, питаемые перкуссией, поверх в целом скудного фундамента из царапанных струн и глухих стонов деревянных духовых инструментов, прекрасно пробуждая одиночество и отчаяние Бесс перед лицом неумолимого неодобрения церковных старейшин. Сцена, в которой героиня делает выбор в пользу самого крайнего акта самопожертвования, столь же мучительна, как и все в «Электре», хотя и достигается с помощью крошечных сил, меньших тех, что доступны Рихарду Штраусу.
Трудно представить лучший состав этого произведения. В длинной и смертельно трудной роли Бесс Кира Даффи плавно чередовала сладкую лирику сопрано с резким грудным голосом Sprechstimme, представляющим голос Бога. Неземная красота баритона Джона Мура и голосом, и телом подняла страдания Яна до трагического статуса; даже короткая обнаженная сцена ближе к концу произведения казалась принадлежащей религиозной картине. Среди превосходных исполнителей второго плана меццо Джильотти выделялась как разумная невестка Бесс, ее богатое меццо предлагало проблеск тепла и утешения в непримиримой обстановке.
В отличие от этого шедевра, две другие работы казались, возможно, неизбежно, довольно мелкими. Театр анатомии Дэвида Лэнга ослеплял виртуозными оркестровыми и вокальными эффектами, но его основная история, графическое изображение казненной убийцы, так и не нашла своего морального компромисса. Еще менее последовательной была «Мата Хари», загроможденный пересказ последних дней знаменитой экзотической танцовщицы и шпиона. Элегантный саундтрек Мэтта Маркса включал красивые стили старинных танго и фокстрот, но главный герой в исполнении актрисы Тины Митчелл произвел впечатление невысокого нытика.
На самом деле эта Мата была настолько разумной и приземленной, что я не мог избавиться от мысли, что она избежит казни и, возможно, вместо этого получит общественные работы. Но, увы, как и мог предвидеть Клеман, она становится жертвой (за кулисами) расстрельной команды. Быть женщиной в опере просто непросто.
комментариев