«Яркий ручей» Алексея Ратманского - еще одно светлое пятно; Королевский датский балет возится в Кохе

  • 16-11-2020
  • комментариев

Наталья Осипова и Даниил Симкин в опере Ратманского «Яркий ручей».

Несколько лет назад Большой театр появился в городе с программой из четырех балетов, включая одобренный Сталиным (и ужасный) Спартак и спектакль под названием «Яркий ручей», который Сталин запретил в 1935 году, даже наказав некоторых из виновных в Это. Его завораживающая партитура Шостаковича хранилась в архивах Большого театра, пока в 2003 году тогдашний художественный руководитель Алексей Ратманский не извлек ее из архива и не поставил хореографию комического шедевра, который у нас есть сейчас и который ABT включил в свой репертуар. Остановимся и поздравим всех неравнодушных!

Нет ничего сложнее, чем блестящие комические балеты, за исключением, может быть, блестящих вечерних комических балетов. После Эштона - очевидно, La Fille Mal Gardée - что там? «Сон в летнюю ночь» Баланчина, конечно; Мне трудно вспомнить другого из этого века. И уж точно никакой другой, что установлен в советском колхозе. Что ж, все мы знаем, что жизнь на ферме не была веселой в России в 1930-е годы, но и в США в 30-е годы тоже не было весело, но давайте вспомним великие голливудские романтические комедии тех лет.

Вот что происходит: два профессиональных танцора приезжают на поезде развлекать рабочих во время праздника урожая, и - разве вы не знаете? - балерина оказывается давней подругой и однокурсницей Зины, которая теперь организатор аттракционов коллектива. Зина замужем за здоровяком Петром, который любит ее, но один взгляд на балерину - ох, малыш! За стандартной женской ревностью следует стандартное возмездие большого наркотика, когда балерина и Зина замышляют мечту о суматохе в середине осенней ночи, переодевания в одежду другого пола, пародии на Les Sylphides и маловероятно разросшийся актерский состав, включая ярого аккордеониста, дерзкую школьницу, доярку, два старых и очень глупых дачника, тракторист, разные полевые работники и большая черная собака на велосипеде. Излишне говорить, что Петр усвоил урок.

Это тот же урок, который непослушный мальчик Франц получает в «Коппелии», это урок, который молодой художник усвоил в восхитительном произведении Эштона «Два голубя», это урок, который граф усвоил в Фигаро - и, как и в предыдущих шедеврах, когда парень со стыдом приходит в себя его чувства, он прощен в одно мгновение, и любовная гармония восстанавливается. Мало того, что никогда не бывает скучных моментов, никогда не бывает клишированных шагов. Ратманский - мастер как повествовательной, так и ансамблевой работы. Все бодро, обаятельно, мило - именно то, что прописал врач от колхозного недуга или пресыщенной публики АБТ.

В прекрасный первый состав вошли Джиллиан Мерфи в роли балерины, Палома Херера в роли Зины, Марсело Гомеш в роли заблудшего Петра и образцовый Дэвид Халлберг в роли приглашенного балерины. Пока вы не увидите, как Халльберг полностью перетягивает сильфиды, его костлявые колени просовываются сквозь тюль, вы не узнаете из перетаскивания. Лучшими в этом составе были Крейг Салштейн в роли аккордеониста (это роль Мясина, а он танцор типа Мясина. Пора ABT возродить одну из комедий этого заброшенного мастера?); Мисти Коупленд в роли доярки; и как тракторист, процветающий Джаред Мэтьюз. (В какой-то момент группа мужчин превращается в трактор, а Мэтьюз сидит на них за штурвалом.)

Второй состав возглавила Наталья Осипова, наверное, самая яркая балерина в мире на сегодняшний день (Алина Кожокару - самая красивая). У Осиповой есть знаменитый ныне прыжок - захватывающий своей энергией, возвышенностью и легкостью. Когда она летит по сцене, публика ахает (я тоже). У нее есть все остальное, в том числе яркая звездная личность. (В кукольном акте Коппелии ее остроумие, музыкальность, талант к комедии, внимание к деталям и тонкая формулировка составили столько удовлетворения Сванильде, сколько я когда-либо видел, включая Макбрайда, Киркланда и Макарову.) В The Bright Стрим, ее визави балерины (если ее можно так называть) была Ксиомара Рейес. Мерфи и Херера в первом составе, такие совершенно разные танцоры, одинаково хорошо смотрятся на сцене: они идеально подходят друг другу. Вторая пара слишком болезненно прояснила, почему Осипова играет звездную балерину из большого города, а Рейес - директор аттракционов в малоизвестном колхозе. Давай, ABT, когда ты собираешься признать, что по крайней мере четыре из твоих главных леди просто не подходят? К счастью, две новейшие солистки, Симона Мессмер и Изабелла Бойлстон, вместе с Хи Со, очень хороши, но по-разному. Не заставляйте их слишком долго ждать во второстепенных ролях.

В целом, это был хороший сезон для ABT, если забыть о «Леди с камелиями», «Золушке» и грядущем «Лебедином озере». Самое главное, с The Bright Stream ABT сделала еще один шаг к тому, чтобы выглядеть как компания, а не просто группа танцоров. Ратмански, который недавно подписал новый 10-летний контракт в качестве Artist in Residence, - лучшее, что случилось с ABT за десятилетия. Пожалуйста: дай ему голову, дай ему все, что он хочет и в чем он нуждается, и отойди. Он не только лучший балетный хореограф в мире, но и во всех смыслах труппа.

Королевские датчане во время своего первого визита в Нью-Йорк с 1988 года сумели продемонстрировать свои самые худшие результаты в своей мрачной первой программе. Они привезли свои «модернизированные» новые версии двух великих балетов Бурнонвиля - «Неаполь» и «Народная сказка» - в Центр Кеннеди, но очевидно, что сцена Коха недостаточно велика, чтобы их вместить. Вместо этого они устроили нам вечер такой скуки и неверных суждений, что трудно поверить, что это было детище их нового художественного руководителя Николая Хюббе, который был очень любимой звездой City Ballet в течение 15 лет - и, предположительно, знает Нью-Йорк.

Безвкусная игрушка Флемминга Флиндта «Урок» уже была никудышной, когда она была создана в 1964 году. Безумный учитель балета душит симпатичную студентку, а затем - угадайте! - после того, как он и его суровая помощница убирают вещи, снова звонит дверной звонок, и другая молодая девушка начинает спускаться. лестница. (При таких темпах Дания потеряла бы весь свой урожай балерин за считанные недели.) Урок основан на пьесе Ионеско, но больше похож на имитацию Хичкока четвертого класса. Это жутко, но не интересно, и поразительно устарело, так зачем навязывать это Нью-Йорку?

Хуже того, потому что менее удачно построенные и более скучные были вариации Бурнонвиля («Идея, аранжировка и постановка» самого Хюббе с одним из его ведущих танцоров Томасом Лундом), несомненно, призванные убедить нас в приверженности компании великому делу. Датский мастер. Двенадцать танцоров, все парни, делают много шагов Бурнонвиля, как будто в совершенно неорганизованном классе. Время от времени освещение резко меняется без видимой причины. Накаченная музыка Бурнонвиля так же вульгарна, как и освещение. Для тех из нас, кто любит «Дивертисментс Бурнонвилля» Стэнли Уильямса для City Ballet, это было оскорблением.

Затем - дела продолжали ухудшаться - пьеса Йормы Эло, ужасающего финна, названная «Затерянный на медленном» (не спрашивайте меня, почему), к частям Вивальди. Эло уже не тот аромат недели, каким он был несколько лет назад, но он по-прежнему правит Бостоном, и его работа, как всегда, уродлива и бессмысленна. Неужели именно такой современный танец, по мнению Хюббе, может дать датчанам новое направление, которое мир будет приветствовать?

Ну, он застрял. Что мир хочет от его компании, так это замечательно танцевальный Бурнонвиль. Датчане явно хотят модерна. Последним пунктом программы был знаменитый Акт III Неаполя (из их старой постановки) - чарующий непрерывный всплеск изобретательности, очарования и нежности, всего того, что мы чтим в Бурнонвиле, наряду с элегантностью его стиля. Танцоры сделали все, что могли, но все выглядело скорее сознательно, чем чувствовалось, как будто они думали, что Бурнонвиль больше не актуален. Как Моцарт или Мольер? Я помню, десятилетия назад, выходя из спектакля в вечернем «Неаполе», почти плакал от радости. На этот раз я зевал от апатии.

Но затем пришло искупление. Все, что отсутствовало в Неаполе, присутствовало в самом известном произведении Бурнонвиля «Сильфида», одном из полдюжины балетов XIX века, которые являются основными не только в Дании, но и во всем мире. Вот уже много лет выступления, которые мы наблюдаем, были прилежными, добросовестными и скучными. Компания - наконец-то танцующая вместе - сделала это предметом славы. Руководители, особенно милая, бодрая Сюзанна Гриндер в роли обреченной сильфиды, раскрыли безупречную технику Бурнонвиля, показав, что они глубоко прониклись духом произведения, каждый из которых осознал решающую важность своей характеристики. Это было превосходное ансамблевое выступление, но оно сохранило индивидуальность, с которой Бурнонвиль вложил каждого из своих очень человеческих персонажей в особый, узнаваемый и правдоподобный мир, в который в данном случае входят сильфы и ведьмы. В этом было очарование Бурнонвиля, и в этом заключалась скрытая серьезность Бурнонвиля. Из десятков спектаклей «Сильфиды», которые я видел за более чем полвека, это дало самое острое ощущение истории и больше всего тронуло меня. Датчане Хюббе напомнили нам, что неоспоримо, Сильфида не только классическая, но великое произведение искусства.

editorial@observer.com

комментариев

Добавить комментарий